Наставничество
Мероприятия
«Клуб Наставничества «Траектория».
Анализ современной образовательной ситуации в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А., а именно:
дефицит педагогических кадров, сменность и непостоянство ученического контингента и педагогического коллектива, удаленность от образовательных и культурных центров, отсутствия социальной инфраструктуры в населенном пункте военного гарнизона, ограниченность всех ресурсов в целом, с одной стороны,
необходимость в реализации задач, отраженных в федеральной повестке по развитию образования, такие как: повышение качества образования, участие и результативность в конкурсном и олимпиадном движении, ранняя профессиональная ориентация школьников, возможность проявления своих талантов на разных территориальных уровнях, сохранность контингента, с другой,
анализ позитивного педагогического опыта известных образовательных организаций России привел нас к необходимости создания и введения в практику школы многоуровневой и многофункциональной системы наставничества, как персональной модели школы - стратегической основы развития образовательной организации.
Цель проекта – разработка и внедрение многоуровневой и многофункциональной модели наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А., обеспечивающей создание высокопрофессионального школьного сообщества.
Новизна (идея) проекта заключается в создании условий для реализации новой многоуровневой модели наставнических практик и инициатив, которая позволит изменить образовательную ситуацию и содействовать становлению новых приоритетов развития: новой грамотности субъектов образовательного процесса, высокой компетентности обучающихся и профессионального совершенствования педагогов, атмосферы сотрудничества и сотворчества в сельской школе, функционирующей в сложных социальных условиях.
Модель наставничества нами рассматривается как система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Программа наставничества в школе как комплекс мероприятий и действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Форма наставничества - это способ реализации модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Некоторые формы наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А.:
- «Учитель — учителю».
Цель — разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, вновь прибывшего педагогического и непедагогического работника, повышение его профессионального потенциала и уровня, профессиональная переподготовка в соответствии с востребованностью на «рынке труда», а также поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические и профессиональные задачи на высоком уровне.
Оцениваемые результаты:
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик и т.д.);
- достижение сохранения контингента сотрудников организации до 95%,
- карьерный и профессиональный рост и развитие сотрудников школы.
Реализация программы наставничества на уровне «учитель-учителю» осуществляется через создание совместных педагогических проектов по повышению квалификации, подготовку к профессиональным конкурсам, работу в творческих тематических мастерских, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов по устранению выявленных профессиональных дефицитов и рисков.
При этом используются все виды наставнических моделей от традиционной до виртуальной.
- «Учитель – ученику».
Цель — достижение лучших образовательных результатов в проектно-исследовательской деятельности, конкурсном и олимпиадном движении, психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков школьников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты наставничества:
- сопровождение школьника в индивидуальной/групповой форме с целью достижения высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности, конкурсном и олимпиадном движении, выраженное в разработке и реализации ИУП не менее 25 ежегодно;
- охват школьников ИУП не менее 70% от общего количества школьников;
- наличие результатов выступлений школьников не ниже регионального уровня– 3-5 в год; всероссийского уровня – не менее 2 в год;
- уровень удовлетворенности реализацией ИУП субъектами образовательных отношений -80%;
- профессиональный рост и развитие педагогов;
-удовлетворенность школьным климатом не ниже 2,8 из 3 баллов;
- повышение мотивации и качества образования на всех уровнях - не ниже 65%.
- «Ученик-ученику».
Цель — создание системы поддержки школьников при непосредственном взаимодействии друг с другом, направленной на достижение лучших образовательных результатов у учащихся одной образовательной организации, адаптацию к новым условиям, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Реализация программы наставничества на уровне «ученик -ученику» возможна и эффективна, когда один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. В МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А. данный уровень реализуется через «Вожатскую академию» и Всероссийские проекты молодежных движений «Орлята России», «ЮнАрмия», «Движение Первых».
Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие:
- повышение успеваемости на каждом уровне образования и достижение 100% показателя успеваемости по школе и 65% качественных показателей;
- улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации – удовлетворенность школьным климатом и укладом до 2,8 баллов из 3 максимальных;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций до 100% всеми школьниками, в том числе детей с ОВЗ;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов в соответствии с календарным планом и графиком;
- отсутствие числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
- отсутствие числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:
социальные (отношения, поведения, коммуникации);
когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);
функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки, направленные на преодоление профессиональных рисков в педагогической деятельности).
В итоге формируется многоуровневая и многофункциональная модель Наставничества как построение индивидуальной траектории развития для учителя, ученика, работника школы, родителя. В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества. Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого (метакомпетентностного) решения всех проблем – от образовательных до поведенческих.
Введение в практику нашей школы модели наставничества «Клуб наставничества «Траектория» мы получили эффект изменяющейся образовательной среды, которая не только образует, но и воспитывает.
Происходит ежегодная корректировка образовательной программы школы в вариативной части с целью учета новых потребностей, вызовов, имеющихся ресурсов и возможностей, что необходимо для гибкого вхождения идей наставничества в жизнь школы.
Претерпели изменения отношения в классных коллективах и в школьном сообществе. Общая объединяющая идея – «Мы вместе строим нашу школу для будущего» во всем многообразии, в условиях отдаленности, чтобы каждый имел возможность реализовать себя и свои способности. Это «Траектория будущего развития».
Появление ответственности и заинтересованности в успехе школы – ее родителей, общественности, выпускников, социальных партнеров.
Формируется пакет диагностик определения эффективности наставничества в развитии школы и субъектов образовательного процесса в зависимости от направления наставничества: каждое из них имеет свои показатели и критерии.
Механизмы реализации модели наставничества
«Клуб Наставничества «Траектория».
- Организационно-проектировочный этап:
1.1.Разработка и реализация локальных актов и программ, обеспечивающих реализацию поставленных задач.
1.2. Определение ответственных за реализацию отдельных направлений: формирование наставнических пар/групп.
1.3. Разработка модели «Клуб Наставничества «Траектория» как центра наставнических практик и инициатив с педагогами, обучающимися, родителями, местным сообществом, используя современные технологии наставничества.
1.4. Разработка критериев для оценки новых образовательных результатов.
1.5. Определение группы социальных партнеров как источника интеллектуальных, научно-методических, кадровых, дидактических, образовательных, материально-технических ресурсов.
1.6. Разработка содержания совместной деятельности и форм взаимодействия, наставничества.
2. Содержательный как определение направлений наставничества в «Клубе Траектория»:
2.1. Диагностика профессиональных затруднений и дефицитов у педагогов, трудностей и проблем с адаптаций школьников, ресурсов образовательной организации.
2.2. Определение векторов (направлений) развития наставничества:
2.2.1. Развитие:
- талантов и профессиональной ориентации;
- предпрофессиональной подготовки;
- инклюзии,
- гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое мышление, softskills),
учебной мотивации,
- проектной деятельности.
2.2.2. Сопровождение для устранения/снижения дефицитов/проблем:
- профессионального роста педагогов и работников школы;
- психолого-педагогическая помощь субъектам образовательного процесса;
2.2.3. Событийное взаимодействие.
2.3. Разработка ИУП и ее реализация в соответствии с приоритетным направлением (п. 2.2.).
2.4.Формирование сообщества наставников и их окруженияопределением модели наставничества (традиционное, ситуационное, групповое, скоростное, виртуальное).
3. Контрольно-аналитический:
3.1. Мониторинг и оценка эффективности наставничествав Клубе Наставничества «Траектория»
3.2. Внесение изменений в модель наставничества, корректировка условий и программ, пакетов диагностических процедур.
Наставничество
- Дорожная карта по реализации положения о СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА 2024-2025 (Загружено на сайт 26 февраля в 10:46 | Размер 702,6 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 268-ОД от 11.09.2024 О закреплении наставнических пар\групп (Загружено на сайт 26 февраля в 10:39 | Размер 544,5 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 265-ОД от 10.09.2024 О назначении куратора внедрения и реализации системы наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А. (Загружено на сайт 26 февраля в 10:39 | Размер 364,3 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - Дорожная_карта_по_реализации_положения_о_СИСТЕМЕ_НАСТАВНИЧЕСТВА 2023-2024 (Загружено на сайт 26 февраля в 10:46 | Размер 703,1 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 345-ОД от 08.11.2023 О закреплении наставнических пар\групп (Загружено на сайт 26 февраля в 10:39 | Размер 543,7 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 347-ОД от 11.09.2023 О назначении куратора внедрения и реализации системы наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А. (Загружено на сайт 26 февраля в 10:39 | Размер 364,3 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - Дорожная карта по реализации положения о СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА (Загружено на сайт 15 марта 2023 в 03:49 | Размер 432,2 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 442-ОД от 26.11.2022 О закреплании наставнических пар-групп (Загружено на сайт 15 марта 2023 в 03:49 | Размер 511,4 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 343-2-ОД от 15.09.2022 г. О назначении куратора (Загружено на сайт 15 марта 2023 в 03:49 | Размер 510,5 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - Положение О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (Загружено на сайт 15 марта 2023 в 03:49 | Размер 434 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В. - ПРИКАЗ 343-1 -ОД от 15.09.2022 Об утвержении Положения о системе наставничества педагогических работников в МБОУ СОШ с (Загружено на сайт 15 марта 2023 в 03:49 | Размер 507,2 Kb)
Подписано электронной подписью:
Нажиткова Н.В.