Главная / Деятельность школы / Наставничество

Наставничество

Достижения

Результаты наставничества

Мероприятия

 

«Клуб Наставничества «Траектория».

Анализ современной образовательной ситуации в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А., а именно:

дефицит педагогических кадров, сменность и непостоянство ученического контингента и педагогического коллектива, удаленность от образовательных и культурных центров, отсутствия социальной инфраструктуры в населенном пункте военного гарнизона, ограниченность всех ресурсов в целом, с одной стороны,

необходимость в реализации задач, отраженных в федеральной повестке по развитию образования, такие как: повышение качества образования, участие и результативность в конкурсном и олимпиадном движении, ранняя профессиональная ориентация школьников, возможность проявления своих талантов на разных территориальных уровнях, сохранность контингента, с другой,

анализ позитивного педагогического опыта известных образовательных организаций России привел нас к необходимости создания и  введения в практику школы многоуровневой и многофункциональной системы наставничества, как персональной модели школы - стратегической основы развития образовательной организации.

Цель проекта – разработка и внедрение многоуровневой и многофункциональной модели наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А., обеспечивающей  создание высокопрофессионального школьного сообщества.

Новизна (идея) проекта заключается в создании условий для реализации новой многоуровневой модели наставнических практик и инициатив, которая позволит изменить образовательную ситуацию и содействовать становлению новых приоритетов развития: новой грамотности субъектов образовательного процесса, высокой компетентности обучающихся и профессионального совершенствования педагогов, атмосферы сотрудничества и сотворчества в сельской школе, функционирующей в сложных социальных условиях.

Модель наставничества нами рассматривается как система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Программа наставничества в школе  как комплекс мероприятий и действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 

 

Форма наставничества - это способ реализации модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

 

 

Некоторые формы наставничества в МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А.:

  1. «Учитель — учителю».

Цель — разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, вновь прибывшего педагогического и непедагогического работника, повышение его профессионального потенциала и уровня, профессиональная переподготовка в соответствии с востребованностью на «рынке труда»,  а также поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические и профессиональные задачи на высоком уровне.

Оцениваемые результаты:

- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);

- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);

- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик и т.д.);

- достижение сохранения контингента сотрудников организации до 95%,

- карьерный и профессиональный рост и развитие сотрудников школы.

Реализация программы наставничества на уровне «учитель-учителю» осуществляется через  создание совместных педагогических проектов по повышению квалификации, подготовку к профессиональным конкурсам, работу в творческих тематических мастерских, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов по устранению выявленных профессиональных дефицитов и рисков.

 При этом используются все виды наставнических моделей от традиционной до виртуальной.

  1. «Учитель – ученику».

Цель — достижение лучших образовательных результатов в проектно-исследовательской деятельности, конкурсном и олимпиадном движении, психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков школьников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Результаты  наставничества:

- сопровождение школьника в индивидуальной/групповой форме с целью достижения высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности, конкурсном и олимпиадном движении, выраженное в разработке  и реализации ИУП не менее 25 ежегодно;

- охват школьников ИУП не менее 70% от общего количества школьников;

- наличие результатов выступлений школьников не ниже регионального уровня– 3-5 в год; всероссийского уровня – не менее 2 в год;

- уровень удовлетворенности реализацией ИУП субъектами образовательных отношений -80%;

- профессиональный рост и развитие педагогов;

-удовлетворенность школьным климатом не ниже 2,8 из 3 баллов;

- повышение мотивации и качества образования на всех уровнях - не ниже 65%.

  1. «Ученик-ученику».

 Цель — создание системы поддержки школьников при непосредственном взаимодействии друг с другом, направленной на достижение лучших образовательных результатов у учащихся одной образовательной организации, адаптацию к новым условиям, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Реализация программы наставничества на уровне «ученик -ученику» возможна и эффективна,  когда один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. В МБОУ СОШ с. Горячие Ключи имени Героя Советского Союза Вилкова Н.А. данный уровень реализуется через «Вожатскую академию» и Всероссийские проекты молодежных движений «Орлята России», «ЮнАрмия», «Движение Первых».

Среди оцениваемых результатов отмечаются следующие:

- повышение успеваемости на каждом уровне образования и достижение 100% показателя успеваемости по школе и 65% качественных показателей;

- улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации – удовлетворенность школьным климатом и укладом до 2,8 баллов из 3 максимальных; 

- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций до 100% всеми школьниками,  в том числе детей с ОВЗ;

- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов в соответствии с календарным планом и графиком; 

- отсутствие числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; 

- отсутствие числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы.

 

Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций: 

социальные (отношения, поведения, коммуникации);  

когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки, направленные на преодоление профессиональных рисков в педагогической деятельности).

В итоге формируется многоуровневая и многофункциональная модель Наставничества как построение индивидуальной траектории развития для учителя, ученика, работника школы, родителя. В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества. Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого (метакомпетентностного) решения всех проблем – от образовательных до поведенческих.

Введение в практику нашей школы модели наставничества  «Клуб наставничества «Траектория» мы получили эффект изменяющейся образовательной среды, которая не только образует, но и воспитывает.

Происходит ежегодная корректировка образовательной программы школы в вариативной части с целью учета новых потребностей, вызовов, имеющихся ресурсов и возможностей, что необходимо для гибкого вхождения идей наставничества в жизнь школы.

Претерпели изменения отношения в классных коллективах и в школьном сообществе. Общая объединяющая идея – «Мы вместе строим нашу школу для будущего» во всем многообразии, в условиях отдаленности, чтобы каждый имел возможность реализовать себя и свои способности. Это «Траектория будущего развития».

Появление ответственности и заинтересованности в успехе школы – ее родителей, общественности, выпускников, социальных партнеров.

Формируется пакет диагностик определения эффективности наставничества в развитии школы и субъектов образовательного процесса в зависимости от направления наставничества: каждое из них имеет свои показатели и критерии.

 

Механизмы реализации модели наставничества

«Клуб Наставничества «Траектория».

  1. Организационно-проектировочный этап:

1.1.Разработка и реализация локальных актов и программ, обеспечивающих реализацию поставленных задач. 

1.2. Определение ответственных за реализацию отдельных направлений: формирование наставнических пар/групп.

1.3.  Разработка модели «Клуб Наставничества «Траектория» как центра наставнических практик и инициатив с педагогами, обучающимися, родителями, местным сообществом, используя современные технологии наставничества.

1.4. Разработка критериев для оценки новых образовательных результатов.

1.5.  Определение группы социальных партнеров как источника интеллектуальных, научно-методических, кадровых, дидактических, образовательных, материально-технических ресурсов.

1.6. Разработка содержания совместной деятельности и форм взаимодействия, наставничества.

2. Содержательный как определение направлений наставничества в «Клубе Траектория»:

2.1. Диагностика профессиональных затруднений и дефицитов у педагогов, трудностей и проблем с адаптаций школьников, ресурсов образовательной организации.

2.2. Определение векторов (направлений) развития наставничества:

2.2.1. Развитие:

- талантов и профессиональной ориентации;

- предпрофессиональной подготовки;

-  инклюзии,

- гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое мышление, softskills),

учебной мотивации,

- проектной деятельности.

2.2.2. Сопровождение для устранения/снижения дефицитов/проблем:

- профессионального роста педагогов и работников школы;

- психолого-педагогическая помощь субъектам образовательного процесса;

2.2.3. Событийное взаимодействие.

2.3. Разработка ИУП и ее реализация в соответствии с приоритетным направлением (п. 2.2.).

2.4.Формирование сообщества наставников и их окруженияопределением модели наставничества (традиционное, ситуационное, групповое, скоростное, виртуальное).

3. Контрольно-аналитический:

3.1. Мониторинг и оценка эффективности наставничествав Клубе Наставничества «Траектория»

3.2. Внесение изменений в модель наставничества, корректировка условий и программ, пакетов диагностических процедур.

 

 

 

Наставничество
На сайте gorklych-sk.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы