Социально-психологическая служба
Почему первоклассник не справляется
со школьной программой
Начался новый учебный год. Радостные первоклассники сели за парты. Они стали школьниками! Для них всё новое в школе. Класс, звонок с урока, строгий учитель. Дети попали в незнакомую для них сложную обстановку. И, часто бывает так, что к концу сентября ребенок уже не хочет идти в школу, интерес пропал. Почему? Попробуем в этом разобраться. Первое, что замечают учителя, такому школьнику физически трудно усидеть 40 минут на уроке, несмотря на динамические паузы, он быстро устаёт. Не может запомнить и правильно выполнить инструкцию учителя, из-за чего отстает от одноклассников.
Услышав жалобы учителя, родители часто удивляются, не могут найти причин школьной неуспеваемости своего ребенка и не знают, как ему помочь. Ведь они готовили его к школе: учили буквы, цифры. По их мнению, ребенок пошел в школу подготовленный. Начинаются обвинения школы, учителей в необъективном отношении к их ребенку.
Предлагаем посмотреть на вопрос подготовки ребенка к школе в комплексе.
1. В период подготовки ребенка к школе необходимо обратить внимание на коррекцию звукопроизношения (если есть такая необходимость) и развитие фонематического слуха (способность различать звуки родного языка по звонкости – глухости, мягкости - твердости). Почему? Если ребенок смешивает, заменяет, пропускает звуки в речи (С-Ш, Л – В, Ч - ТЬ), или же не различает их по твердости/мягкости, звонкости/глухости, значит, то же самое он будет делать на письме. Больше того, у него вообще могут быть сложности с овладением чтением и письмом. Поэтому коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха необходимо обязательно завершить до поступления в школу.
2. Серьезная проблема, с которой сталкиваются учителя первоклассников – неусидчивость. И здесь сказывается низкий уровень физической подготовки многих детей. Внимания такого ребенка хватает на 10 минут урока. Потом он начинает играть с пеналом, отвлекается на что-то происходящее за окном, случайно роняет под парту ручку и т.д. Из-за слабости мышечного корсета трудно удерживается вертикальное положение спины, есть потребность в удержании головы рукой. К концу урока такой ребенок, обессиленный, ложится на парту. Как правило, такие дети не могут удержать ручку на письме, регулировать ее нажим, не видят строку, имеют трудности с сохранением одинаковой высоты букв. Если в начальной школе такой ребенок будет справляться с учебной программой благодаря своему интеллекту, то уже в среднем звене будет проявляться неуспеваемость, которая из класса в класс будет прогрессировать.
3. Незавершенный процесс латерализации (определения ведущей правой или левой руки). К сожалению, все чаще встречаются дети, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Этому способствуют игры с гаджетами, в которых участвуют обе руки. Бывает такое, что родители, прочитав в интернете информацию о пользе межполушарных игр, не понимая их механизма, развивают у ребенка обе руки одинаково. Чтобы понять, как это вредит ребенку, сравним наш мозг с «кладовкой», где для каждого навыка, функции есть особая «полочка». Если ребенок сегодня рисует правой рукой, то этот опыт хранится, к примеру, на «левой полке» второй сверху. Если подобный рисунок он нарисует завтра левой рукой, то это уже будет совсем другая «полка» в другой части мозга. Когда через какое-то время нужно будет повторить этот опыт, то головному мозгу будет непросто найти нужную «полку» и в точности все воспроизвести. В норме формирование ведущей руки и, соответственно, доминирующего полушария головного мозга, завершаются к 5-6 годам. Это способствует упорядоченной работе головного мозга, а значит, и всей деятельности ребенка. Однако, в последнее время в школу приходит много детей, у которых этот процесс к 7-ми годам не завершен. Им трудно определить правую/левую сторону на теле, в пространстве и, соответственно, на тетрадном листе. Они зеркально пишут буквы, с трудом находят край листа, его середину. Возникают трудности на уроках русского языка (путают, пропускают буквы, плохо запоминают правила или не могут применить их на письме), на литературе (трудно составить связный рассказ по серии картин, понять значение пословиц, поговорок), на математике (не могут запомнить условие задачи, записать его, решить примеры из нескольких действий).
4. Недостаточный словарный запас детей, ограниченные представления о мире. Как это сказывается на формировании учебных навыков? Чтение – это очень сложный процесс, в котором происходит перекодирование печатных (или письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы, в слова. Если у школьника маленький лексический запас, то ему трудно соотнести прочитанное с реальным предметом и оно остается просто набором букв. Поэтому трудности возникают на уроках чтения, окружающего мира, математике (при решении задач).
Подводя итог, хочется пожелать родителям обратить внимание на всестороннее развитие детей. Не надо ограничиваться изучением букв и цифр, научите детей играть по правилам, читайте им больше сказок, рассказывайте о том, как устроен мир, играйте вместе с детьми в подвижные игры, научите выражать свои мысли, отстаивать свое мнение. Все это поможет ребенку успешно освоить школьную программу и станет основой для удачной карьеры в будущем.
Учитель – логопед И. С. Кузнецова