Профориентация
Профориентация в школе нацелена, прежде всего, на выявление у детей и подростков интересов, способностей к определенным видам профессиональной деятельности. Профориентационные мероприятия формируют готовность к труду, а еще — оказывают помощь в выборе карьерного пути. В последние годы профориентация стала уже неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, внеурочной и внешкольной работы с ребятами и их родителями.
Задачи школьной профориентационной работы:
-Разработка и внедрение в учебный процесс различных программ, уроков, методик; организация экскурсий;
-Информационная поддержка. Школьников нужно постоянно держать в курсе событий: рассказывать им о новых и востребованных профессиях, знакомить с условиями труда, уровнем зарплаты, помогать развиваться в выбранном направлении;
-Получение и дальнейшее изучение информации об интересах и потребностях учащихся, чтобы подтолкнуть их к профессиональному самоопределению.
Компоненты профессиональной ориентации
Профориентация представляет собой масштабную комплексную систему, в которую включено множество направлений. Самыми популярными мероприятиями такого плана являются психодиагностическое или профориентационное тестирование, уроки профессиональной ориентации, экскурсии на предприятия, беседы с классным руководителем и школьным психологом. Также образовательные учреждения могут заключить договор с работодателем или колледжем (чтобы дети получили возможность попробовать себя в конкретной профессии), или же подключиться к региональным/федеральным проектам по профориентации.
Выделяют пять базовых компонентов системы профориентации детей:
1.Просвещение. С него начинается профориентационная работа в школе. Цель — познакомить учащихся с видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий; разобраться, кто такой квалифицированный специалист, и какие возможности для карьерного роста может предложить выбранная сфера;
2.Диагностика — это второй этап, его проводят соответствующие специалисты (профориентологи). Чтобы ребенок выбрал профессию по душе, необходимо изучить не только его мотивы, интересы и установки, но и состояние здоровья, психотип и т.д.
3.Консультирование. О нем мы уже говорили. Это беседы, которые проводят классные руководители, психологи, даже врачи. Акцент здесь делается на индивидуальных психологических особенностях. Ребенок может получить справочно-информационную консультацию, диагностическую индивидуальную профконсультацию (выбор тех сфер деятельности, в которых он сможет добиться успеха) и медицинскую профконсультацию (насколько здоровье школьника соответствует требованиям выбранной профессии);
4.Отбор — завершающий этап профориентационной работы. Им занимаются высшие, средние специальные учебные заведения и учреждения, которые набирают сотрудников.
5.Адаптация. Она направлена на погружение молодого специалиста в саму сферу деятельности, на его привыкание к условиям труда и особенностям направления.