ФГОС - 2021
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - 2021
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС21 в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей) и решения образовательного учреждения.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
1.ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ООО (обзор изменений)
Вариативность:
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Планируемые результаты:
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты:
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Метапредметные и личностные результаты:
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
•овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
•овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Содержательный раздел программ:
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
Рабочие программы педагогов:
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
2.ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021
Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиямиобучающихся в 2022/23 учебном году
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета
"Второй иностранный язык"
3.ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
Всероссийские просветительские мероприятия и конференции, проводимые Институтом стратегии развития образования РАО
2021 год
Всероссийские просветительские мероприятия
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов естественнонаучного общего образования», 26.05.2021г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература», 29.06.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Общественно-научные предметы», 01.10.2021 г.
- «Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Математика и информатика», 27.10.2021 г.
- "Обновление содержания и методик преподавания предметов в начальной школе", 01.12.2021 г.
Конференции
- Всероссийская научно-практическая конференция "Единая критериальная система оценки в общем образовании", 13.10.2021 г.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение и устранение трудностей в обучении младших школьников как проблема профессионального развития педагогов», 26.10.2021 г.
- VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию, 17.12.2021 г.
Семинары
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы ООО предмета «Русский язык», 21.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации ПРП ООО предмета «Математика», 07.12.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по математике, 23.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ НОО по предметам «Русский язык», «Родной язык (русский)», 09.11.2021 г.
- Семинар по вопросам проведения апробации Примерных рабочих программ, 20.10.2021 г.
- Семинар по функциональной грамотности ФГБНУ "ИСРО РАО", 24.09.2021 г.
- Семинар по апробации примерных рабочих программ, 15.09.2021 г.
- Предметная секция "Русский язык и литература", "История и иностранный язык" в рамках семинара, 13.09.2021 г.
Методические видеоуроки
Методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования.
Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания.
Ссылка на весь перечень видеоуроков (единое содержание общего образования) - https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования 2021 год.
Уважаемые коллеги!
Институт стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России разработал проекты примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования.
Приглашаем Вас к обсуждению разработанных проектов!
(Проект) Примерная основная образовательная программа начального общего образования |
|
(Проект) Примерная основная образовательная программа основного общего образования |
|