Педагогам
Методические рекомендации по обучению учащихся правилам безопасного поведения в интернет - пространстве, профилактике интернет - зависимости
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость – это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
В образовательных организациях необходимо:
- проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»);
- знакомить родителей (законных представителей) обучающихся с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания;
- проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ:
- http://detionline.com (главная страница); http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf (теория);
- http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf (практика).
В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:
- познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
- рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
- убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
- объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
- убедить обучающихся сообщать, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им;
- ознакомить с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем взрослые. При работе со старшеклассниками необходимо:
- беседовать с подростками об их друзьях в сети Интернет и о том, чем они занимаются;
- спрашивать о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями;
- интересоваться какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются;
- поощрять использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивать, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме;
- объяснять, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета, напоминать какие опасности это может за собой повлечь;
- убедить подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в сети Интернет;
- помочь подросткам защититься от спама;
- научить их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
- обсудить с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
Интернет-ресурсы для педагогических работников:
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete – сайт Фонда Развития Интернет;
- http://www.ligainternet.ru/ – Лига безопасного Интернета;
- http://www.saferunet.org/children/ – Центр безопасности Интернета в России;
- http://сетевичок.рф/ – сайт для обучения и онлайн-консультирования по вопросам кибербезопасности и сетевой безопасности.