Материалы

 Подпрограмма 
Программы развития МБОУ СОШ с. Горячие Ключи на период 2013-2017 гг.
«Путь к успеху». 

Автор – составитель:   Нажиткова Наталья Владимировна,

зам. директора по НМР, к.п.н.

 

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на всех ступенях образования начиная с начальной школы.
Основные цели и направления деятельности раздела программы определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы, а также положений, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года.
Концепция программы.
Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.
Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Учащиеся должны не только обладать определённым набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя за него ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.
Всё это требует от образовательной системы школы поиска новых технологий в обучении.
В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение одаренных детей.
В нашей концепции мы придерживаемся следующего определения одаренности.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Мы разделяем мнение большинства ученых о том, что существуют определенные виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
2. Творческая одаренность - подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких характеристик, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, в сфере лидерства. Одаренных детей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, работоспособность, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Задачи:
1.Выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности.
2.Создание системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения и обеспечение возможности для способных учащихся реализации индивидуальных образовательных маршрутов через различные формы обучения, включая экстернат, дистанционное и др. формы.
3.Повышение квалификации и уровня профессионализма педагогов для обеспечения высокого качества образования учащихся школы через различные формы и технологии обучения.
4.Определение качества образования через развитие независимых форм оценивания и реализацию мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся. 
Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:
· творческие мастерские (в начальной школе);
· кружки по интересам;
.внеурочная деятельность в рамках реализации требований ФГОС
Формы работы с одаренными детьми в среднем звене:
  • Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;
  • Участие в предметных неделях;
  • Элективные курсы
  • Исследовательская  и проектная деятельность в рамках НОУ «Эврика»;
  • Научно-практические конференции;
  • Работа по индивидуальным планам;
  • Предпрофильная подготовка.
        В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель - это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 
Ожидаемые результаты от реализации направления: 
  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми в начальной и средней школе.
  • Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей через различные формы образования.
  • Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
  • Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
  • Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных областях знаний.
  • Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми. 
  • Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.
Критерии оценки результатов.
Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:
Качественная оценка:
  1. результаты опроса родителей;
  2. выполнение рабочего плана реализации программы, достижение конкретных ожидаемых результатов;
  3. прохождение педагогами Школы курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Количественная оценка:
  1. количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на методическом совете;
  2. охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;
  3. число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;
  4. увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
  5. повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в % к общему числу педагогов;
  6. количество выступлений, отчётов, публикаций педагогов Школы по данной проблеме;
  7. количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (педагогических советов, методических объединений, творческих отчётов, круглых столов, мастер-класс и т.д.). 

Этапы и содержание деятельности раздела программы.

Этапы
реализации:
 

Содержание деятельности

Цели деятельности

Диагностико- прогностический, методологический
(2013-2014 годы)
 
  • Мониторинг одаренности. 
  • Изучение нормативной базы. 
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися. 
  • Разработка структуры управления программой, положения, должностных инструкций, распределение обязанностей. 
  • Анализ материально-технических, кадрово-методических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по одаренным детям.
  • Создание банка творческих работ учащихся.
  • Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.  
  • Разработка рекомендаций для учителей по работе с одаренными детьми. 
Экспериментальный
2012015
учебный год
Апробация системы работы с одаренными учащимися.
  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. 
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся. 
  • Активное использование практико-ориентированных методик.
 
Переход в режим функционирования
 
2015 - 2017
 
учебный год
  • Анализ итогов реализации программы.  
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. 
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. 
  • Обобщение результатов работы школы.
Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Обобщение опыта работы с одаренными детьми. 
Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
 
 

 

Комплексный план работы с одаренными учащимися на 2013 – 2017 гг.

Направления работы

Мероприятие

Классы

Сроки

Ответственные

Аналитическое

Разработка методической основы работы с одаренными детьми.

1-11кл

2013

Зам.директора по НМР, ВР

Разработка информационно – просветительского материала для родителей.

1-11кл

2013

Зам.директора по ВР

Тематическая работа с учащимися и классными руководителями

 

Создание банка данных одаренных детей.

1-11кл

2013-2014

Классные руководители, учителя- предметники

Проведение психолого-педагогической работы по адаптации с одаренными школьниками.

 

 

Зам.директора по ВР 

Диагностическая работа

Разработка информационно –методического материала для педагогов.

1-11

2014

Зам.директора по ВР, НМР 

Получение и обработка данных по одаренным детям.

 

2013-2015

Зам. директора по ВР, НМР

Мониторинг работы с одарёнными детьми

1-9

2013-2017

Зам. директора по НМР

Создание и проведение кружков творческой и интеллектуальной направленности

 

2013-2017

Зам. директора по ВР, НМР

 

2011—2020