Статья о Дне науки  "Без наук, как без рук"

S8001126-1 

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году. Почему именно эта дата? По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук. Уже в Советском Союзе Академия приобрела название Академии наук СССР, а после распада СССР в 1991 году была организована Российская академия наук, которая в 2009 году праздновала свое 285-летие. Так была восстановлена традиция празднования Дня науки 8 февраля.

В ознаменование этого праздника преподавателями и учащимися средней общеобразовательной школы с. Горячие Ключи уже четвертый год подряд проводятся различные интеллектуальные игры. Эта добрая традиция позволяет участникам разного возраста и увлечений посоревноваться и показать свою эрудицию, начитанность и разносторонность. Болельщики же могут найти интересные, занимательные пути для саморазвития.

Всероссийский командный образовательный турнир «Град знаний» проводится в нашей школе каждый год. В нем участвуют ребята 2-4-х, 5-7–х и 8-х – 11-х классов. Организацией игр и их подготовкой занимается Нажиткова Наталья Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе. Наша интеллектуальная игра была названа «Пять подсказок» и проводилась среди ребят 8-11 классов.

Торжественно звучали фанфары, знаменующие начало турнира, когда зрители и команды рассаживались по своим местам. Участницы вокальной группы нашей школы исполнили композицию «Здравствуйте, друзья!». Две замечательные ведущие Спинко Влада и Ткаченко Алина (4-й класс) открыли игру стихами, посвященными Дню науки. Особенность этой игры была в том, что после приветствия Нажиткова Н.В., ведущая, объявив результаты предыдущего этапа игры (который состоялся в ноябре), отметила, что к 4-м командам-участницам присоединится еще одна: из зрителей. По результатам «Разминки для ума» каждый, ответивший правильно на один вопрос, занимал место за игровым столом «Зрители».

В начале игры прозвучало немало интереснейших фактов как из истории российской науки, так и из современных достижений: графен, аэрогель, сгорание алмаза и т.д.

Состав жюри многих в этот день также удивил. Кроме Субботиной С.Ю., учителя биологии, вошли двое зрителей: Лучкин Ярослав и Полетаев Илья – ученики 5 класса.

Команды, познакомившись с правилами, обратили свое внимание на экран с заданиями. Игра состояла из 12-и тем, состоящих из 5 подсказок. В каждой нужно было ответить на самую первую – самую ценную – подсказку, чем больше подсказок использовалось, тем ближе становился заветный ответ, но и менее ценный. Так что участникам приходилось напрягать все свои умственные силы и, зачастую, рисковать не только одним ответом, но даже и всеми накопленными баллами.

Тематика заданий была весьма разнообразна: первая тема раскрывала тайны лингвистической науки и называлась «Часть речи», вторая –«Организация» - всех заставила подумать о работниках почты, третья – «Животное», четвертая – «Звезда», пятая тема содержала вопрос о «Специальности», шестая – «Имя», седьмая – «Предмет», восьмая – «Река», девятая – «Книга», десятая – «Число», одиннадцатая – «Дерево» и двенадцатая – «Птица».

Неимоверный накал атмосферы возник буквально с первых минут игры: участники внутри своих команд общались, советовались, иногда спорили между собой, торопились давать ответы, которые временами приходилось переписывать, т.е. давать другие варианты. В таком пылу обсуждения прошла вся игра. Участники, бурно обсуждавшие каждую подсказку, неутомимо следили и за тем, чтобы их ответы не стали достоянием команды-соседа. Сильное интеллектуальное напряжение возникло уже к середине турнира, и его необходимо было как-то снять, уменьшить. С этой задачей легко справились появившиеся на сцене участницы вокальной группы. Между 6-й и 7-й темами они исполнили всем известную песню «Куда уходит детство?», тем самым помогли ребятам немного отвлечься и расслабиться.

Одним из самых интересных явлений этой игры стало то, что участники команды «Зрители», по большей части, состоящей из учеников 5-го и 6-го классов, не отставали от своих взрослых соперников: они не только бурно обсуждали каждую подсказку, открыто радовались верному ответу, но и, что замечательно, были самыми смелыми и самыми рискованными. Они стремились быстрее всех ответить на первую подсказку и получить заветные 5 баллов! Конечно же, не обходилось и без дальнейших исправлений.

Не оставались в стороне от происходящего и преподаватели, посчитавшие, что полезно «пораскинуть мозгами» за пределами своей науки.

В конце игры, подводя итоги, жюри озвучило количество набранных баллов каждой из команд. Результаты этого этапа турнира будут занесены в интернет-реестр Всероссийского уровня, и в конце учебного года ребята узнают о своем месте в турнирной таблице.

Очередной этап Всероссийского командного образовательного турнира «Град знаний» подошел к концу, все присутствующие: команды, зрители и преподаватели – остались довольны, вышли из актового зала (где проводилось означенное мероприятие) приятно уставшими от долгой мыслительной деятельности и, спускаясь по лестницам, еще долго обсуждали увиденное и произошедшее.

Выражаем огромную благодарность за подготовку такого интересного, нужного и важного мероприятия Нажитковой Наталье Владимировне, ученикам школы с. Горячие Ключи за активное участие, за верные и, временами, забавные ответы, а также всех классных руководителей за поддержку.

В современном российском обществе, несмотря на приоритетные программы правительства, выпускники школ, вузов нечасто выбирают профессию ученого: по данным Минобрнауки, профессию ученого считают привлекательной лишь 9 % молодых людей и лишь 3 % выпускников вузов идут в науку, не более 30 % аспирантов защищают диссертации. В России сегодня работает не более тысячи молодых ученых, при этом исследования мирового уровня из них проводят максимум 200 человек.

В последние годы для изменения сложившейся ситуации одним из приоритетов государственной политики стал переход от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к наукоемкой экономике, к инновационному пути развития страны. Приняты важнейшие постановления и программы, направленные на поддержку и реформирование науки. В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания семи технопарков - в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской, Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

Человечество всегда стремилось узнать больше того, что ему известно! Множество ученых нашей страны посвятили жизни своему делу, десятки лет положены на алтарь науки, такое происходит из великой любви к тайнам удивительной планеты Земля. Иногда она отвечает своим жителям взаимностью в виде открытий, ответов на волнующие людей вопросы. И подобная традиция проведения интеллектуальных игр в школах нашей огромной страны позволит молодым людям приобщиться к широчайшему миру науки, который несет в себе просто несметное число тайн!

.