Нажиткова Наталья Владимировна, зам.директора по НМР

Игра «Интеллектуальный клуб» - 2011, посвященная Дню Российской науки.

Цель:

  • Пропаганда научных знаний среди учащихся средней и старшей школы на основе изучения жизни и деятельности русских лауреатов Нобелевской премии;
  • Воспитание ценностного отношения к согражданам своей страны - достоянию науки Российской Федерации;
  • Развитие умений работы с литературой по определенной теме, в группе в ходе коллективной игры. 

Подготовка мероприятия:

  1. За три недели определяется тема игры. Объявляется учащимся для формирования команд.

  2.  Команда из 8 человек распределяет объем информации для изучения и начинает подготовку к игре.

  3. Учащиеся с помощью консультаций учителей-предметников формулируют вопросы с ответами по данной теме и отправляют в своеобразный почтовый ящик.

  4. Отдельные классы, учащиеся, по желанию, готовят музыкальные, поучительные паузы и материалы для рубрики «Это интересно…».

  5. Орг. комитет в составе руководителя НОУ «Эврика» отбирает лучшие паузы, лучшие и грамотные вопросы для игры. По необходимости корректирует и составляет вопросы, запечатывает в конверты.

  6. Руководитель дает оценку вопросам по сложности и в соответствии с призом. Один конверт готовится как блиц, состоящий из 3-кратких вопросов.

  7. Руководитель игры подбирает информацию по выбранной теме и создает стенды для ознакомления с нею самой широкой аудитории.

  8. Руководитель по необходимости консультирует учителей и учащихся по вопросам.

  9. Учащиеся и учителя начальной школы готовят призы своими руками. Для команды - совы, для победителей – зрителей (авторов вопросов) – грамоты, участников игры – сладкие призы.

 10.  Подготавливается игровое поле, юла со стрелкой.

 11. Руководитель готовит викторину для зрителей из вопросов о жизни ученых, наук, проявляющихся в школьных предметах.

 12. Руководитель готовит ведущих игры.

 

 

Оборудование: игровое поле на стол, юла, конверты с вопросами, медиапроектор, ноутбук для демонстрации счета, проигрывания музыкальных пауз и музыкального сопровождения, призы, микрофон, песочные часы, гонг (звонок).

 

Ход игры: (увертюра - гимн НОУ «Эврика»)

Ведущий 1.

Дела, гремевшие в веках,
Не сгинули безвестно,
Не превратились в тусклый прах,
Не погрузились в бездну,

Ведущий 2.

Что было позади, до нас,
Не стало пустотою,
Но в нас, живых,  живет сейчас
В душевном нашем строе.
В нас всех – грядущего зерно:
Нет почвы плодородней!

Ведущий 1. (вместе)

«Вчера» и «Завтра» сплетено
Одним узлом «Сегодня». (Д. Кугультинов)

Ведущий 2.

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь. (Б. Пастернак)

Учитель:

Сегодня необычный день. Вся страна отмечает День Российской науки. И в ознаменование этой даты мы предлагаем Вам всем вспомнить людей, прославивших нашу страну, ее достижения на весь мир - Нобелевских лауреатов. Это люди, чей вклад в развитие науки, культуры, искусства огромен. Люди, которых знали и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Каждый из нас, современник, может гордиться тем, что он – соплеменник Нобелевских лауреатов.(проходит презентация с именами и фотографиями Нобелевских лауреатов России)

Наша встреча пройдет незаурядно, а в форме интеллектуальной игры, чтобы отдать дань памяти этим людям, известным и в то же время всегда оставляющим для нас много интересного в своей жизни и своей деятельности.

Наша команда интеллектуалов провела большую работу, чтобы познакомиться с жизнью русских нобелевских лауреатов, интересными событиями, открытиями. И теперь давайте посмотрим, насколько наши соотечественники остались в памяти наших школьников.

Просим выйти и занять свои места участникам команды «Интеллектуалы». (Приветствие команды).

Ведущий 1. В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь, вознесся он гордой главой,

Умом одаренный и речью благой,

Вместилища духа и разума он –

Весь мир бессловесных ему подчинен.

Ведущий 2. Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей игры. Вы наши интеллектуалы и мы ждем от Вас только хороших и грамотных ответов.

 

Ведущий 1. Игра будет проходить до того момента, пока счет не достигнет 6 или со стороны зрителей или команды интеллектуалов.

 

Ведущий 2.

На подготовку ответа на вопрос команде предоставляется время 2-3 мин в зависимости от сложности вопроса. И помните, правильный ответ рождается только в обсуждении. Как говорится, один ум хорошо, а два, три, восемь лучше!

 

Ведущий 1. Во время подготовки команды Вас, гостей нашей игры, и в тоже время ее участников ждет увлекательное путешествие в мир науки разной, интересной, познавательной.

 

Вместе. Мы желаем всем удачи!!!

 

1-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

 

Учитель:

Первый вопрос – зачитывает вопрос, назначает время для подготовки.

 

Ведущий 1.(Имя), а откуда произошла эта премия? И кто такой Нобель? Эти вопросы, наверное, многих интересуют и взрослых и детей. Давай немного раскроем историю появления этого имени в жизни научного мира?!

 

Ведущий 2.   Эммануил, Людвиг и Альфред Нобели – по происхождению своему шведы, однако поступки и дела, которые они совершали в своей жизни, которые прославили их, позволяют говорить о них как о людях, для которых не существует национальной принадлежности.
            Мало кто знает, что Нобели спасли Петербург от возможного разгрома во время Крымской войны. В водах Финского залива были расставлены подводные магнитные мины. Часть кораблей англо-французского флота, вошедших в воды Балтики, взорвались на минах, остальные бежали.

Ведущий 1. «Нельзя раздувать пожар войны! Люди должны жить в мире», - считал Эммануил Нобель.

Ведущий 2.   Альфред Нобель изобрел динамит, который использовался в мирных целях при строительстве железных дорог России.

Ведущий 1. Кроме того, с семей Нобелей связаны прогрессивные изменения в добыче нефти в России.
     Ведущий 2.   В своем завещании Альфред Нобель написал, что весь его капитал образует фонд, назначение которого - ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые сумели принести наибольшую пользу человечеству. Премии присуждаются за открытия в области физики, химии, физиологии или медицины.
     Ведущий 1. Четвертая премия - лицу, которое, а области литературы создаст выдающиеся произведения идеалистической направленности; и, наконец, пятая часть - лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления сотрудничества наций…»
     Ведущий 2.   При этом присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации.»
     Ведущий 1. Высока цена Нобелевской премии, она превосходит 2 миллиона шведских крон, более 225 тысяч долларов США.
     Ведущий 2.   Эммануил, Людвиг и Альфред Нобели при своей жизни  и после своей смерти служат прогрессу и развитию человечества. Их вклад в развитие науки, культуры и литературы трудно переоценить.

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет.

 

2-ой раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

 

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.


       Ведущий 1. День науки в нашей стране отмечается совсем недавно и в то же время давно, только даты меняются. В эпоху Советского Союза день науки отмечался в апреле, в эпоху современной России 8 февраля.

Ведущий 2. Да, это известный факт. Но на самом деле праздник науки зародился еще в Древней Руси как день Наума Грамотника и отмечался 14 декабря.

Ведущий 1. Да? И кто же был Наум?

Ведущий 2. Это покровитель ребят-учеников «Батюшка Наум, наведи на ум!».

Ведущий 1. Да, и этот праздник проходил как обряд посвящения в ученики, когда каждый ученик мог уже показать свои первые успехи, а именно знание букваря.

Учитель: Так и у нас в школе встретились Ум и Разум, чтобы навести нас на ум.

(сценка «Ум и Разум»).

Игра «Придумать слова, оканчивающиеся на «ум»».

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью.

 

3-ий раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

 

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

 

Ведущий 1.

Науку двигают ученые,
       Мечтой и знаньем окрыленные.

Идеи их берут разбег:
       Изобретения, открытия
       Летят сквозь время так стремительно,
       Исток - ученый человек.

Ведущий 2. «Цель творчества – самоотдача…», - так писал Борис Пастернак. (Имя), а ты знаешь, трудно стать ученым?

Ведущий 1. Наверное, трудно…Нужно ведь с чего-то начать свое открытие?

Ведущий 2.А я знаю с чего, с самого интересного, что в жизни происходит, и мы можем наблюдать.

Ведущий 1. История жизни ученых доказывает, что все наши соотечественники прошли трудный, тернистый путь к признанию. Многих постигла «кара за способность мыслить, но кто же может запретить думать?!» (А.Солженицын).

Ведущий 2. Давайте посмотрим и послушаем, что же сегодня интересного происходит вокруг нас.

 

(Интересные факты – презентация «Интересное в химии»).

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью.

 

Команда крутит барабан. Ставит скрипичный ключ. Муз пауза.

Ведущий 1.   Одна народная мудрость гласит «От учителя наука».

Ведущий 2. У наших соотечественников, вероятно, были замечательные учителя, раз таких высот добились во всем мире.

Ведущий 1.   Мы хотели бы Вам, дорогие учителя, двигатели науки и прогресса, посвятить эти слова.

 

Ведущий 2. Вам не дано предугадать,

Как Ваше слово отзовется,

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

 

Ведущий 1. Но Вы обязаны мечтать

О дивном времени и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

 

Ведущий 2. И Вы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

 

Ведущий 1. Чтоб верный путь нам указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Вам не дано предугадать,

Но Вы обязаны стремиться!

 

Ведущий 2. И это песня звучит для Вас!

 

Песня «Волшебник - недоучка» (исполняет ученица 5 класса Глебова Юлия)

 

4-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

 

Ведущий 1.   Недолго думая, что показать, друзья Вам,

                       Мы поняли, что лучше сценки нет,

                       Чем та, что сочинил поэт!

Ведущий 2.   Она, поверьте мне, друзья, прекрасна!

                       И Вы б могли понять бы все без слов.

                       Встречайте же, великое творенье, басня,

                       Которую поведал нам Крылов!

 

Басня Крылова «Свинья и дуб». (исполняют учащиеся 6 класса)

 

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью.

 

5-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент).

 

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

 

Ведущий 1. «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон…»

Ведущий 2. Все достижения наших ученых, и не только наших живут в веках. И трудно себе представить жизнь сейчас без радио, телевизора, мобильного телефона, компьютера, наконец!

Ведущий 1. Да… И заново не надо открывать колесо и велосипед!!!

Ведущий 2. Не зря пословица твердит «Без наук как без рук».

Сценка «Про Фому и про Ерему». (учащиеся 7 класса). На стене презентация.

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

6-ой раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент) 

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

Ведущий 1. Среди отечественных деятелей науки и культуры самыми успешными в плане получения Нобелевских премий являются именно физики.

Ведущий 2. Они получали столь престижную награду шесть раз, а всего лауреатами стали девять человек.

Ведущий 1. В 1958 году премию получили Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк «за открытие и интерпретацию эффекта Черенкова».

Ведущий 2. Через четыре года лауреатом стал Лев Ландау «за пионерские теории в области физики конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия». Еще через два года Нобелевский комитет отметил Николая Басова и Александра Прохорова «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на лазерном принципе».

Ведущий 1.   В 1978 году Петр Капица получил награду «за основополагающие изобретения и открытия в области физики низких температур». В 2000 году лауреатом стал Жорес Алферов «за разработку полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокоскоростной и оптической электронике».

Ведущий 2. И, наконец, последняя на данный момент российская Нобелевская премия досталась в 2003 году Алексею Абрикосову и Виталию Гинзбургу «за пионерский вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести».

Ведущий 1.   А как же 2010 год? Ведь и последняя премия была присуждена тоже нашим ученым?!

Ведущий 2. И да, и нет. Дело в том, что Андре Гейм и Александр Новоселов выросли и выучились в нашей стране, а вот свои научные изыскания и открытия проводили в лабораториях других государств. Поэтому можно считать эту премию интернациональной.

Ведущий 1. Я желаю, чтоб в науке

Были головы и руки,

Ведущий 2. Не утекай, прошу, ученый, за рубеж!

Я пожелать хочу с любовью

Много счастья и здоровья,

Оправданья всех желаний и надежд!

 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

7-ой раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится. 

Ведущий 1.   Мир – Вселенная большая

                       В ней не счесть миров,

                       И от края и до края

                       Этот свет таков.

Ведущий 2. В океане том бездонном –

                     Остров наш живет.

                     В этом мире, очень скромном,

                     Нас наука ждет.

Ведущий 1.   Эта чудная планета

                     Знаний много собрала.

                     В школу изучать науки

                     Всех ребят и позвала.

 

Сценка Стих С. Михалкова «Кот и лодыри» (учащиеся 7 класса). 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

8-ой раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

Ведущий 1.   Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Ведущий 2. Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Ведущий 1.   Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Ведущий 2. Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

9-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент) – блиц. 

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

10-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки.

Команда готовится.

Ведущий 1.   Еще две тысячи лет назад Луций Сенека говорил: "Природа не раскрывает тайны раз и навсегда".

Ведущий 2. Много тайн еще предстоит открыть ученым, главное выбрать правильный путь. И без учебы никак не обойтись!

Сценка «Без учебы никуда!» 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. При необходимости награждает автора вопроса медалью. 

11-ый раунд (крутят барабан до остановки (красная бабочка) – муз. фрагмент)

Команда крутит барабан. Учитель зачитывает вопрос, определяет время подготовки. Команда готовится.

Игра «Путаница» 

Учитель:

Итак, давайте послушаем ответ нашей команды. Зачитывает вопрос. Команда отвечает. Зачитывает правильный ответ. Объявляет счет. На табло появляется счет. 

Что? –нового, друзья мои, сегодня Вы узнали?

Где? – столько информации нашли?

Когда? – успели? Мы вас очень ждали.

К нам знатоки (интеллектуалы) пришли!

Итак, в нашей игре «Интеллектуальный клуб» определился победитель. Со счетом …. выиграла команда…

Ведущий 1.   Поздравляем с Днем науки.
Золотые ваши руки,
мозг-компьютер,
нрав-искатель
помогали вам не раз.

Ведущий 2. Ваша жизнь необычайна.
Пусть непознанная тайна
Станет книгою открытой
В день, особенный для вас.

Ведущий 1.   Поздравляем вас, творцы идей,
Авторы гипотез и открытий.
Всей судьбой дерзайте для людей,
Долгий век живите и творите!

Учитель:

А) Позвольте наградить победителей – команду интеллектуалов символом ума и мудрости. Это, конечно же, сова. Вы – молодцы! Вы доказали нам, что всего можно достичь при огромном желании учиться и постигать новое. Мы вас поздравляем!!! 

Б) Позвольте поздравить наших зрителей, авторов вопросов, которые предприняли довольно много сил для того, чтобы подготовиться к игре, изучив биографию русских лауреатов Нобелевской премии. Ваши медали – это награда за ваш научный, своего рода, труд. Молодцы!!! 

Для награждения победителей слово предоставляется директору школы.

Ведущий 1. Вот так штука,

Ведущий 2. Вот так штука,

Ведущий 1. Вся российская наука

Нынче празднует реальный

Праздник профессиональный!

Ведущий 2. Хорошо,

Что есть ученый,

В дело важное влюбленный!

Песней мы тебя поздравим,

Новых знаний пожелаем!

Заключительная песня о науке. (из к/ф «Мэри Поппинс»). 

Учитель: Дорогие друзья!

Вот и подошел к завершению наш праздник – праздник Российской науки! И в этот день мы «…минувшему прислали благословенье, и грядущему - земной поклон…»

Разрешите поблагодарить за его подготовку наших удивительно творческих учителей и ребят, которые приложили много сил и труда, чтобы сделать этот день настоящим праздником! Большое всем спасибо!!! До новых встреч в нашем Интеллектуальном клубе!

694534, Россия, Сахалинская область, Курильский район, с.Горячие Ключи 
тел.8(42454) 97-260

.